Что значит психологическая готовность ребёнка к школе ?
Психологическая готовность ребенка к школе прежде
всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (Ваш ребёнок активно
интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет
пояснений от взрослых). Другими
словами, такое стремление к познанию называется учебной
мотивацией. Кроме того, очень
важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована
социальная позиция школьника. У Вашего ребенка будет больше возможностей
для успешного обучения, если он: умеет
общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми; способен
выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает,
но и слышит
просьбу, указание, совет; может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих
поступков.
Еще один компонент
психологической готовности - новое отношение ребенка к себе как к школьнику.
Будущее обучение должно вызывать в сыне или дочери чувство гордости, ощущение
необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в
школе. Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера.
Если Ваш ребенок:
- умеет планировать собственные действия;
- способен напряженно трудиться;
- умеет
управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. - то у него
сформирована волевая готовность к школе.
Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка
волевую готовность к школе? - ставить перед ребенком такую цель, которую он не
только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится и желание выполнить задание, достичь цели);
- направлять, помогать в достижении цели; оказывать
помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться
сам и просит о помощи взрослых;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями,
верить в свои силы, возможности;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в
рисовании, играх и т.д.
Безусловно, большую роль
играет здоровье сына или дочери. Ведь чтобы выдержать
нагрузку в течение урока и, тем более, всего учебного дня, необходимы
выносливость, достаточная физическая подготовка. И наконец, основа для
успешного овладения школьной программой - хорошее умственное развитие. Без определенного запаса
знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать
необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной
деятельности. Интеллектуальная готовность к школе предполагает
формирование у ребенка определенных умений:
- умения
выделить учебную задачу;
- способности
искать причины замеченного им сходства и различия предметов, явлений, их новых
свойств.
Будущий первоклассник
должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь
применять их, устанавливать зависимость между причиной и следствием. К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера,
к которой относятся: - звукопроизношение;
- эмоциональная культура речи.
Невыразительная речь может привести к грамматическим
ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания,
трудностям при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок: - выражает
свои мысли ясно, четко;
- передает
связно то, что слышал, видел;
- умеет
выделить в рассказе главное;
-
передает рассказ по определенному плану.
Итак, психологическая готовность к школе включает: - желание
узнавать новое;
- способность
преодолевать трудности;
- способность
доводить начатое дело до конца;
- умение
вступать в контакт с новыми людьми;
- умение
организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
-
развитие внимания, мышления, памяти; развитие речи.
Особое внимание уделяется:
- работе органов зрения,
слуха, осязания, обоняния;
- развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок
должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу,
вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и т.д.);
- общему физическому
здоровью ребенка.
Е. Ковалёва, Е. Синицына
|